Итальянская Лигурия и Французский Лазурный берег на велосипеде.
Как оказаться в далекой стране с собственным велосипедом?
1. Приехать на нем в аэропорт своего города
2. Разобрать до мельчайших деталей
3. Все детали крепко смотать между собой, сдать в багаж.
4. В аэропорте города Х взять багаж и собрать из деталей велосипед.
Единственная тонкость — количество деталей в обоих аэропортах должно совпадать…
Аэропорт Милана, 11 вечера, в Киеве из-за грозы рейс задержали на 7 часов, по плану я сегодня должен был докрутить 50 км из Мольпенсы до, собственно, Милана. Но не беда, успеваю на последнюю электричку. Над правым ухом жужжат двое пьяных соотечественников «Братан, помоги вызвать Юбер…» И тут становиться ясно, что деталек на одну меньше чем в Жулянах. Не могу найти эксцентрик (штука которая фиксирует переднее колесо на вилке), без него никак. Последний поезд уходит. Соотечественники нашли такси и тоже уехали.
Собираю детальки назад в сумку, нужно переночевать где-то в ближайших кустах и в 6 утра на первой электричке ехать в Милан и там искать веломагазин с невероятным выбором эксцентриков.
Брожу минут 10 по округе, подыскивая самые уютные кусты. Вдруг из полуночного мрака выскакивает огромный чувак в трех свитерах, шапке с балабоном и вентилятором под мышкой.
- Хей, я вижу ты ищешь ночлег. Пойдем, я тут все знаю, не отставай. Видишь вон тот заброшенный самолет, ложись за ним. Отличное место, никто не тронет.
Долго благодарю моего трикстера за советы, жду пока он скроется за горизонтом и иду в противоположную сторону, в лесок, прикидывая в голове чем смогу отбиваться, если повелитель вентиляторов все же решит вернуться и дополнить свои пожитки моим спальником или карематом.
Pасыпаю под звук взлетающих самолетов и представляю как уже завтра буду снимать Колину спину на фоне холмов Ломбардии.
Утро. Бомж не пришел. 45 минут на электричке и я в Милане. Гуглкарты говорят, что магазин AWS Bici, который должен стать моим Эльдорадо эксцентриков, открывается в 9. Усаживаюсь под его дверями и с выправкой Хатико благоговейно жду.
Но слой пыли скопившийся под дверью шепчет мне, что магазин в этом сезоне еще никто не посещал и я смогу таки повторить судьбу Хатико, если буду ждать его открытия.
Представляю как сейчас уныло придется волочить до следующего магазина разобранный велик в одной руке и велосумки с палаткой и одеждой в другой. Но тут появляется следующий проводник в этом крестовом походе за эксцентриком: пожилая китаянка, владелица соседнего магазина.
После 7-ми минутного диалога (вернее двух монологов: я на английском, она на китайском и итальянском) дама разворачивается и приглашая меня за собой, скрывается за поворотом. Пара перекрестков, дверь с кодовым замком, мы попадаем во внутренний двор многоэтажки, там дама звонит в какой-то звонок и…уходит.
Стою, жду.
И тут из приоткрывшейся двери вырываются лучи света и звуки пения тысячи хоров, потому что дверь открывает измазанный мазутом итальянец с гаечным ключом в руке. Оказалось, что китаянка все поняла и привела меня домой (!) к бывшему владельцу веломагазина. И у него конечно же нашелся нужный мне эксцентрик.
Это была самая сложная история, случившаяся в том велопоходе и, соотвественно, самое большое кол-во текста для ее изложения.
Дальше только фоточки и подписи к ним. Чесслово.
Мчу по спальным кварталам Милана на встречу с Колей. Этот трек мы едем вдвоем. Выглядит он примерно так:
Первый участок, до моря, едем по маршруту одной из самых старых и престижных велогонок Милан — Сан-Ремо. Дальше по побережью вдоль всех этих знакомых с детства названий: Монако, Канны, Ницца. И, наконец, за Марселем нужно будет уйти в глубь материка по направлению к Монпелье, где-то там сесть на электричку до Барселоны.
Спим в палатках, питаемся в придорожных кафе и супермаркетах.
Поехали. Дорога разная. И асфальт:
и грунт:
Проезжая супермаркет Esselunga погружаемся в ностальгические воспоминания про наш первый длинный трек по северу Италии 5 лет назад. Тогда нас страшно веселило это название. О нем слагались песни и Esselunga стало нарицательным, применимым практически в любой ситуации.
Карты знают далеко не все и заборах и заграждениях. Приходится перекидывать руками:
Постоянно обгоняем группки бегунов. Судя по их измученному виду и низкой скорости, бегут минимум сотку.
Темнеет. Находим на карте лесок, забредаем подальше вглубь, распугивая разлетающихся в разные стороны фазанов, ставим палатки. На ужин характерный для таких ситуаций прошуто-фисташковый банкет.
Сегодня по планам, набрав метров 500, перевалить высшую точку гор и спускаться к морю.
Когда навигатор показывал последние 70 метров набора, и мы готовились к последнему бою, оказалось что на вершине тоннель и больше вверх ехать не нужно. Порой очень приятно быть обманутым
Готово. Окраина Генуи.
На ближайшие километров 300 можно прятать наушники с аудиокнигами. Здесь свои сонеты будет читать море.
в очередном городке видели процессию в средневековых костюмах
даже Иисус с Девой Марией заглянули:
Единственный минус прорубленных в скалах прогулочных дорожек — очень плохое освещение. Постоянно приходится объезжать нерасторопных пешеходов
подъезжаем к кемпингу
хозяин кемпинга сказал что для велосипедистов у него специальный тариф, а выглядел наш палаточный городок в ту ночь как-то так:
Поскольку кемпинг прилегал прямо к велодорожке, утром мы просто открыли калитку и нырнули в пестрый мир итальянских набережных
У тетушки в кофейне на берегу из еды оказалось лишь 4 кусочка фокачи. Она предложила запихать в него колбасу. На том и сошлись.
Навык рулить одной рукой, а второй фоткать (ну не рукой, окей, телефоном) пролетающую мимо жизнь закрепляется как раз день на третий
Порой строителям местных дорог надоедало рыть тоннели, как на фото ниже. В этих местах дорога резко идет вверх, на гору, затем вновь возвращается к морю. Подъемы встречаются каждый час. Конечно это утомительно, но как весело потом мчать вниз.
вот, к примеру, наборчик
Сейчас еще не сезон, поэтому любые попытки найти кафе, которое открывается раньше 7 вечера заканчиваются сыром и оливками из супермаркета на пляже
Последние 20 км до кемпинга ехали по велодорожке, сделанной на месте старой железной дороги. Прикольно, что сохранили все здания вокзалов с перронами и табличками:
первый прокол:
Сегодня покидаем Италию. проедем Монако и окажемся во Франции. площадь Монако всего 2 квадратных километра. А население 38 тысяч. Следственно 19 тыщ человек на километр. Самая густонаселенная страна в мире.
Горная река и ее обитатели:
с Монако вышла странная история. Это по факту скала и на скале набор дворцов и скверов. Так вот мы въехали в туннель под этой скалой, а выехали с противоположной стороны. Уже за Монако 😂
вот Монако перед туннелем:
а вот после:
но все же удалось немного прогуляться по Монте-Карло и проехаться вдоль знаменитой трассы Формулы 1
А потом мы встретили Зверя: соло-велосипедиста, с которым пытались говорить на английском, потом поняли, что на русском будет быстрее.
Так вот Зверь едет без палатки. Из вещей у него буквально спальник и запасная камера. Намерен за месяц проехать 5000 км. Ночует где ночь застанет. Едет по 150–200 км/день. Зверь.
Прокатились по Ницце — поупражнялись разминаться с туристами на узких улочках. Тут критически важно помнить что сзади твоего велосипеда, подобно гигантским жабрам доисторического чудовища, вздымаются две велосумки. Их габариты нужно учитывать при маневрах
Мэром Ниццы с 1928 по 1966 год был один человек — Жан Медесен, а с 66го по 90й его сын Жак. То есть весь XX век городом управляла одна семья. И тут у вопрос: что не так с внуком Жана, не сумевшим подхватить знамя в 90м?
Приятный город, можно вернуться.
В кемпинге между Ниццой и Каннами 2 часа сидели смотрели как волнуется море на закате и как заходят на посадку самолеты. Чудеса.
Ужин классический:
К списку странных звуков, под которые приходилось засыпать, сегодня добавились стоны морского котика. Видимо рядом дельфинарий или зоопарк.
По Каннской набережной Круазетт проехали практически не останавливаясь. Вкусовые рецепторы морских городов тоже, к сожалению, притупляются
типичный состав трафика здешних мест:
Тот день был самым красивым. Потому что, миновав Канны, мы покинули ’глянцевое’ лазурное побережье и въехали в настоящую морскую Францию. Где леса, виноградники, пляжи для местных и яхты тоже для местных. Огибая мыс за мысом мы встречали все новые деревушки, ухоженные с любовью, потому что все это делается для себя, не для туристов.
Проезжали лесистый холм, обсаженный виноградниками, посреди которого, в чаще, стояли сотни яхт, запечатанных в белую плёнку. Зрелище сюрреалистичное. Скорее всего там их чинят. Но что заставляет везти их для этого за десятки км от моря — совсем не ясно.
Мне нравится теория про мастера, который живет в лесной хижине, не общается с людьми и не выходит за пределы леса. Но он настолько хорош, что сотни миллионеров из Монако везут сюда свои яхты, оставляют их у ворот и быстро уезжают, чтобы не злить мастера.
А вечером порадовал работник кемпинга, который запустил нас в закрытый магазин (потому что 1 мая, государственный выходной) и мы, как команда в Форте Боярд, за 40 секунд в темноте, наощупь, раздобыли батон и консерву на ужин.
Пообщались с парой вело-туристов лет 50-ти. Объехали всю Европу и Скандинавию. Рассказывали свои байки из путешествий и удивлялись нашему компактному снаряжению.
У нас в велопоездках есть режим «ночные волки». Он включается, когда какие-либо бюрократические институты пытаются препятствовать нашему маршруту.
На фото #1 Коля увидел заграждение и надпись, что проезд по туннелю запрещен.
На фото #2 — ночной волк.
Царская велодорожка:
а через километр уже гравийка:
Вообще трек в тот день выглядел так, как если бы именинника привезли в Диснейленд и разрешили кататься на всех аттракционах.
Еще такое наблюдение: французы настолько сильно не любят британцев, что когда на разных табличках указывают перевод на английский, ставят американский флаг. Мол, это мы не на английский перевели, а американский. Этой вражде сотни лет.
из Тулона до Марселя подъехали электричкой — нам не хватало 3–4 часа, чтобы на своих колесах добраться до Марселя, где было забронировано жилье.
Эпидемию бубонной чумы в Марсель в 1720м привезло из Сирии торговое судно «Гран Сен-Антуан». На корабле уже были больные, но санитарный контроль счел это пищевым отравлением.
После вспышки эпидемии владельца судна арестовали, приговорили к смертной казни. Но приговор не был осуществлен. Потому что он умер. От чумы.
в Марселе много разных замков и церквей: очевидно его прошлое в качестве города-крепости. Вместе с тем много современных зданий, музеев, которые они пытаются интегрировать в историческую среду.
Вот, к примеру, исторический музей соединен металической балкой с башней крепости, символизируя связь прошлого и настоящего:
Еще здесь аномально много арендных электросамокатов. Как известно, когда ты пытаешься на нем ехать, не заплатив, он начинает пищать. Так вот набережная Марселя запомнилась мне полной толстеньких ближневосточных детей, которые как ни в чем не бывало ездят на них, просто толкаясь ногой, под дикий писк.
Селфи:
Вот еще забавная парочка музыкантов. Все круто: у него банджо, у мене некая пластина, чтоб настукивать ритм, но ребенку, кажется, не очень прикольно:
Тем вечером в Марселе закончилась Колина часть велопутешествия, он поехал на электричке в Барселону, а я дальше по маршруту сам.
Часа два выбирался из города по не самым благополучным районам, но после был вознагражден отличным национальным парком. Картинка здесь была другая: более сухая, каменистая.
Во время остановки на обед, понял что снова пробил колесо. Немного напрягся, потому что запаской служила камера, которую я пробил позавчера и от того насколько хорошо ее заклеил, зависело еду я дальше или нет. Но камера выстояла.
Самый классный спуск за весь трек:
Наступал вечер, надо было искать место под палатку. На утро оставалось 25 км до жд-станции. Вариантов было совсем не много, свернул на первый попавшийся съезд. Попал на большую ферму. Все выкрашено в белый. Решил проехаться по ней поискать людей. Пусто. Смеркается. И тут меня оглушил резкий истошный звук. Испугался прилично — атмосфера располагала. Оказалось что это магнитофон, на который записан крик вороны, чтобы отпугивать других ворон с поля, включающийся каждые 5 минут.
Нашел себе полянку возле сарая, стал разбивать палатку. Было очевидно, что сегодня уже никто не приедет, а завтра если и приедут, объясню, что где ночь застала там и уснул.
Вдруг на территорию заезжает белая Tesla. Обрадовался: обладатели телсы — современные понимающие люди, договорюсь. Из теслы выходит 70-ти летний дед. Весь в белом. Я было начал рассказывать свою историю, но он английский не понимает, но явно хочет чтоб я свалил. Еще минутку пытлся убедить деда в своей безобидности, а он как ребенок топал ногами и показывал чтоб я уезжал. Это был единственный негативный персонаж за все путешествие. Зато в белом.
Деваться некуда, еду дальше. Попытался лихо ворваться в ближайшую посадку, но там весь пол был усеян колючками, а производитель моего надувного каремата такой пункт в гарантии качества не прописывал, поэтому поехал в ближайший город искать кемпинг.
Приезжаю в соответсвущую точку на карте — там пусто. Ловлю какого-то мужика на велике. Он говорит: «Сейчас не сезон, работницы кемпинга нет. Ставь палатку в любом удобном месте и не парься. Утром она придет —разберетесь» И так хорошо стало от общения с ним, что я даже простил Деда из Белой Теслы. Отрубился в 20:30. Страшно устал.
Утром работница рецепшена так и не появилась, я докрутил пару часов до жд-станции в городе Arles.
Там-то меня и поджидал мой новый друг Илья:
Он сразу заговорил со мной на смеси русского и польского, будто знал, что я его понимаю. Сознание к нему возвращалось на 10 секунд раз в 5 минут. В эти короткие промежутки мне удалось узнать что его зовут Илья, что он из Белостока и что у него есть большая собака Сережа(на счет правдивости последнего пункта я не уверен). В остальное время он просил меня искать в гугле ветеринара, который оказался итальянским футболистом 70-х, показывал монеты, свои мышцы на ногах и заставлял фоткать картинки в журналах, уверяя что это сейчас это очень важно:
Илья исчез на 5 минут, вернулся с банкой пива и с невозмутим лицом сел со мной в поезд. Я ему сказал, что он забыл на станции рюкзак. Он отмахнулся, мол, ничего ценного там нет. В поезде я с переменным успехом пытался выведать как он сюда попал и что планирует делать дальше.
На пересадке из одной электрички в другую Илья потерялся.
Пошел бродить по свету дальше.
Всю дорогу до Барселоны я вспоминал Илью.
Он так много хотел мне рассказать, но потом понимал что мысль его уже ускользнула и лишь смотрел на меня своими добрыми усталыми глазами.