остров Фуэртевентура, Канары.

Sergii Filonenko
14 min readMar 8, 2018

вдруг стало ясно, что сакральная миссия островов на этой планете — быть местом свидания стихий. именно на острове томившаяся миллион лет под землей раскаленная магма может течь навстречу морскому приливу. именно на острове ветер может облизывать скальный утес высотой в сотню метров. а понял я это, пока ехал по месту, где пустыня назначила свидание океану

если лететь на Канары с пересадкой в Бергамо, можно сходить снять дерево с фотогеничной тенью

и узнать, что итальянцы украшают стены граффити, которое напечатано принтером на холстах

есть золотое правило, относительно автобусов из аэропорта: доезжаешь до точки, которая хоть сколько-нибудь напоминает нужный тебе город, выходишь и идешь гулять пешком, иначе непременно будешь втянут в нарезание автобусом петель по всем районам и отелям. мы этим правилам не воспользовались и объехали наш дорогой Корралехо раз 8, пока не добрались до нужного отеля.

вцелом на острове с десяток городов, несколько тысяч жителей и несметное полчище коз. по потоку туристов он уступает более раскрученным соседям: Тенерифе и Гран-Канарии, однако по темпам строительства новых отелей он опережает их вместе взятых.

в переводе с испанского Fuerteventura значит «сильный ветер» и в этом нет ни доли лукавства. дует он беспрестанно и со всех сторон. по началу это слегка выматывает, но вскоре ставиться лишь приятным фоном, который лишь усиливает ощущение океана.

благодаря ветру остров стал меккой кайт- и виндсерферов.

вся банда собралась ближе к вечеру: некоторые прилетали другими рейсами, пришел Сержант с огромным пакетом еды, который он таскает за собой по острову уже два дня.

на вечерних посиделках у океана была предпринята попытка искупаться, но пляж был мелкий, а вода холодная. так что выглядело это так:

  • долго бредешь по косточки в воде
  • ложишься и катаешься по дну, чтобы полностью намокнуть
  • бредешь назад высматривая на берегу свое полотенце.

подсела странная немка, которая долго выспрашивала где здесь припарковать машину так, чтоб можно было в ней поспать. наш ответ был: «везде»

местные пляжи сплошь усеяны такими каменными крепостями:

в них любители позагорать прячутся от ветра, периодически с осторожностью выглядывая, будто готовясь принять бой против морских чудовищ.

любовь загорать голым прямо пропорциональна возрасту туристов (Бодя, по неведомой мне совокупности признаков, опознал в этих престарелых нудистах немцев)

по дороге на пляж нашли фантастическую Villa Tabaiba:

какой-то конкретной информации о ней я в интернете не нашел, но очевидно, что этот декор творился непосредственно хозяином виллы и на протяжении значительного времени. может быть это вообще нескончаемый процесс внесения все новых и новых деталей в эту фантасмагорию длинной в десятки лет.

серфить ездили на другую сторону острова (благо это час езды)

тренер — итальянец. приехал на остров 20 лет назад, начал серфить и влюбился в него. говорит, что это сильнее героина: зависимость очень сильная и всегда знаешь где достать.

его пламенная речь под аккомпанемент ветра:

ему очень нравится украинский: он внимательно слушал нашу речь и все повторял на итальянский манер: «морський котик» у него звучал как morske corte

еще тренер рассказывал, что 20 лет назад здесь совсем не было людей. он любил ночью выключить фары и кататься по пустынным дорогам исключительно при свете луны.

по пустынным дорогам. при свете луны. эх.

волны что надо:

Бодя известен в серф-кругах тем, что никогда не ступает на дно. из пены морской прямо на берег:

едем домой, а для про-серферов наступление темноты не помеха:

и еще немного про канарский ветер:

ужинать идем в шумный центр нашего городка, где возгласы ресторанных зазывал сливаются с криком чаек и сигналом прибывающего парома. кормят паэльей с морепродуктами и всевозможной рыбой. ожидание блюд можно скрасить сгоняв в суровый бар через дорогу, в котором за неспешным диалогом провожают день местные мужчины, по их примеру выпив по рюмке рома в качестве аперитива.

персонал ресторана: мароканцы. тут до Марокко лететь 35 минут. очень радуются, узнав что мы были на их родине прошлой зимой.

по всему городу висят объявления, напоминающие, что ты в любой момент можешь арендовать гитару. и от осознания этого факта становиться очень тепло.

с самого утра взял напрокат велик, план был таков: проехаться по долине вулканов с восточного побережья острова на западное, а назад вернуться обогнув северную часть вдоль океана. чувак в прокате с сожалением посмотрел на меня, сказав, что это далеко не лучшая идея, мол на обратном пути будет сильный встречный ветер. как же он был прав.

дорога туда великолепная: едешь между вулканов, периодически заглядывешь в кратеры, во время остановок постоянно обгоняет сухой дед-марафонец, кажется он выбежал, когда ему было 18, так и блуждает между гор полстолетия, ждет пока в плеере сядут батарейки

потом был кусок мощеной дороги, ехать по которому категорически невозможно — толкал велик в руках.

было даже полкилометра велодорожки:

старинные мельницы встречаются повсеместно. сейчас они лишь музейные экспонаты, конечно.

вот и противоположный берег острова

проведал наших серферов, отобедал половинкой папайи и полторашкой минералки отправился в обратный путь

насмешили несуразные передние лапки в скелете кита

Городок El Cotillo

маяки здесь правильные: цилиндрические и полосатые. El Toston Lighthouse, очень мощное место:

из мусора, выловленного в океане собрали инсталляцию:

дальше было 30 километров прекрасного ада: дорога рельефа стиральной доски, неутихающий встречный ветер, белый-белый песок и черный-черный океан. казалось, природа собрала все свои экстремумы в одном месте

периодически приходилось слезать с велика, ложиться в ямку и отдыхать. как говорил Sunsay, жизнь никогда не была дискотекой.

это были потрясающие дикие места, совсем без машин и людей, лишь одинокие серферы периодически выныривали из-под волн.

затем на горизонте появилась рыбацкая деревушка

издали виднеются два ветряка — хороший знак, я почти дома

утром берем машину и едем исследовать остров.

работница проката — каноничная импульсивная испанка Pino. задорно расспрашивает откуда мы, отпускает шуточки, от которых сама же смеется так громко, что грузчики в порту приостанавливают работу, а дельфины сбиваются с запланированного маршрута.

за 30 секунд, во время заполнения документов, Пино поведала следующую информацию:

- у нее дома есть кошка, которая кричит как человек

- все жители Фуэртавентуры страшно любят маленькие гитары

- Пино собирает мелочь

- хитрого человека на испанском называют Kuko

- на день конституции на острове не работают банки. и на следующий день почему-то тоже.

берем маленький опель и отправляемся в путь

виды на обзорных площадках примерно такие:

если бы мы прилетели на Фуэртевентуру шестью веками ранее, мы бы увидели зеленый остров с кучей растительности. но потом наступил бум животноводства, все начали неистово заводить коз, а те за короткое время практически полностью уничтожили всю растительность на острове. с тех пор здесь в основном камни, пески и одинокие пальмы. точно так же в разные времена человек опустошил Исландию, Мадейру, остров Пасхи. надеюсь природа не злопамятная и не готовит месть.

асфальт на серпантинах идеальный, машин практически нет, делай погромче радио с классической музыкой и неспешными рассказами испанских радиоведущих и мчи за горизонт.

до 15 века остров был разделен на два королевства, между которыми даже была стена. вот, собственно, два короля:

а где же островные белки? — совершенно обоснованно спросите вы.

ну вот же:

можно даже с рук покормить:

перевалы-серпантины и вот мы добрались до города, который полностью оправдывает свое название: Ajuy (в испанском j произносится, как «х»)

в городе этом милейший пляж с черным вулканическим песком

чуть дальше скалы, на срезах которых можно отследить все этапы их формирования: течет лава, застывает, затем оседает пыль, затем слой продуктов человеческой деятельности, затем новый слой лавы… и так без конца

проходим еще дальше

и попадаем в пещеры

а если вылезти на самую верхушку, можно наблюдать еще одно место встречи стихий, о которых я писал в начале

загипнотизированный этим зрелищем, сидел там минут 30.

ну а вечером был день рождения Юли с креветками и рыбой на гриле, глинтвейном и танцами под испанские мотивы. и все было хорошо, до тех пор, пока остро не встал вопрос «сколько человек вмещается в opel corsa?»

короче, влазит 12 человек+1 на крыше. даже можно таким составом победный кружок вокруг дома навернуть.

очень смешно наблюдать, как на Канарах все пытаются симулировать рождество: наряжают пальмы гирляндами, вешают упряжки оленей на соломенные крыши, дети бегают в плавках и в колпаках деда мороза. выглядит это максимально неестественно. но рождественского чуда хотят все, даже на 20-й параллели.

в попытках поменять доллары забрел к индусам торгующим электроникой.

говорю: сколько за 100$ вы мне дадите евро?

- 80€.

- но должно быть 84.

- кто тебе предлагал 84?

- никто, я интернете проверил.

-ага, тоесть это ты там думаешь. что ж, думать — это пока законно.

обожаю уличных философов!

едем на юг острова, чтобы взойти на высочайшую его точку Pico de la Zarza (807 метров)

шагать вверх часа 2,5.

на пути встречаются и пенсионеры в фисташковых кофточках и велосипедисты и матерые туристы в кожаных ботинках

на вершине красота. обрыв, практически отвесная стена, с видом на дикие пляжи Playa de Cofete. с другой стороны видно самое узкое место острова усеянное ветряками.

а потом Сержант такой говорит: давайте назад пойдем не по туристической тропе, а срежем вниз и пойдем напролом по руслу речки. а давай.

и там было все: огромные поля кактусов, Коля свалился в куст верблюжей колючки и нашел в этих кустах гильзы от дробовика, полчища коз разбегались от нас в разные стороны, а затем обступали нас плотным кольцом.

Сержант зашел за камень в обычной бейсболке, а вышел в широкополой соломенной шляпе. это был очень сильный трюк: видимо у кого-то сдуло ее ветром, а он нашел и быстро надел.

потом мы шли через полузаброшенные фермы и там был квест: есть две собаки привязанные так, что в месте соприкосновения радиусов их цепей есть просвет сантиметров 30 по которому и можно между ними пройти. но пока они не бросились тебе навстречу, точно вычислить расположение этого просвета непросто. короче было весело

вышли мы к гольф-клубу, а у Сержанта еще с Бали к ним непобедимый интерес, поэтому он во что бы то ни стало пытался проникнуть на поля, еле удалось оттащить его к машине.

по дороге назад случился легкий Гришковец: был такое закатное солнце на горизонте и такая музыка звучала из динамиков, что стало ясно: если бы сейчас сдвинулся пространственно-временной континуум и мы попали в петлю времени в которой мы вечно едем по этой дороге, я бы ничуть не расстроился.

заехали в столицу, Puerto El Rosario, посмотреть на круизный лайнер

интересно, что столица не всегда носила такое поэтичное название Puerto El Rosario — Порт Роз. еще недавно она называлась Puerto de Cabras — Порт Коз. именно сюда, в долину, все окрестные козы ходили на водопой. но в 1957-м какой-то умный человек подметил, что Порт Коз — не самое привлекательное название для туристов и его сменили.
так козы стали розами.

в пустыне возле Коралехо весьма медитативно:

ветер, вертит травинку, рисуя картину. ох уж этот постмодернизм.

Фуертавентура — остров гольф-клубов. здесь их десятки. с собственными отдельными комплексами. и ежегодно сотни тысяч европейских пенсионеров приезжают сюда чтобы коротать зимы в ритме «полдня играешь в гольф/полдня лежишь в шезлонге у бассейна»

и вновь едем в Ajuy. на сей раз всей бандой

солнце утопает в океане. и это верный знак, что надо идти купаться.

когда плаваешь в темнеющем океане, он кажется таким плотным, что приходит абсолютное ощущение, будто дрейфуешь в ртути.

и там мне открылся главный секрет купания в океане: всегда смотреть на горизонт, никогда на пляж. так масштабнее.

новый день, за рулем Свитланка, впереди пара сотен километров под отличные саундреки

заехали на спот для кайтеров: поваляться на песке, посмотреть на этих отчаянных ребят.

здесь такое интересное место: залив сделал из пляжа косу и люди из отеля бредут на пляж по колено в воде

если восточная сторона острова с его пляжами, отелями и парками — это сцена, то мы со Свитланкой решили заглянуть в Закулисье, на запад. совершенно дикая местность, с грунтовкой шириной ровно в ширину автомобиля с обрывом с одной стороны и скалой с другой. мне кажется этот край — место силы острова.

именно здесь, вдали от людей, и построил свою мистическую виллу немецкий промышленник Густав Винтер.

история этого сооружения окутана тайнами и легендами. дом был окружён забором, по периметру его сторожили охранники с собаками. дорогу к имению строили заключенные из концлагеря Тефия. они рассказывали о строительстве взлетно-посадочной полосы на территории виллы. рабочие-очевидцы рассказывали о подвалах и гротах, уходивших глубоко в гору. были сведения о сооружении подземного тоннеля и о таинственных подводных пещерах, куда в годы войны, якобы, заходили субмарины Вермахта. а башня должна была служить маяком для тех самых фашистских подлодок. жители острова постоянно ощущали подземные толчки, слышали звуки взрывов.

посторонних на виллу допустили лишь в 90-е, но все секретные подвалы к тому времени были замурованы.

это тот самый пляж, который видно с высшей точки острова

заброшенное кладбище. еще лет 10 и его полностью поглотит песок.

последняя ночь — время походов к океану и странных игр

напоследок пробежался по селу, по порта и назад. исключительно ради того, чтоб потом в Nike+ был записан желтенький трек по далекому острову. бежал мимо пальм и влюбленных парочек и прям чувствовал, как сейчас на переднем плане начнется обратный отсчет, а затем колобок поскачет по буквам, закрашивая текст песни «поздний вечер в Соренто», как в старом караоке.

ну и какой аэропорт без пенсионеров в прикольных штанах

пока, Канары, еще увидимся

--

--